Основы вероучения

1.    Краткая история возникновения и развития.

Культ Матери Дороги,  согласно имеющимся историческим сведениям, имеет общие корни с дохристианскими верованиями народов Юга России, буддизмом, индуизмом и древнегреческим пантеоном. Имеет широкую мифологию, сформированную как в эпоху ранней бронзы, так и в период второй половины ХХ века на пересечении различных субкультур и общественных течений. Окончательное формирование Культа, как самостоятельного политеистического вероучения, датируется началом XXI в. н.э. с этого момента используются два равнозначных наименования – Культ (учение) Матери Дороги и Вианизм, то есть – вероучение вианитов (от лат. Via – дорога). До этого момента последователи вероучения не создавали официальных групп и организаций. Первая община (религиозная группа) официально основана в Ростовской области в 2016 году.   Официальных данных о количестве разделяющих вероучение нет.

 

Согласно канонической книге «Путь», которая никогда не может быть дописана, ибо путь бесконечен, тот, кто осознал бесконечность плотских устремлений и ограничил их, расширяет круг своих потребностей духовных. И жаждет он знаний, внутреннего покоя и гармонии. И когда преисполняется он духовных сил, внутренняя энергия его вырывается за пределы тела и светит окружающим, и согревает их и дарит миру созидающее начало. Так он постигает Путь.   

Дорогу чтут как Мать, но не в современном понимании этого слова.  В недавнем прошлом всякая мать уделяла особое внимание младенцу лишь в первые два-три года жизни, притом никто и не думал освобождать ее от прочих обязанностей и забот о других членах семьи. Как только же ребенок мог питаться самостоятельно и уверенно отличал змею от палки, он был предоставлен сам себе и, если выживал, вскоре сам начинал нести обязанности по помощи окружающим. Мать Дорога имеет миллионы детей, и ей нет нужды опекать каждого. Лишь тогда, когда помощь ее необходима, она ниспосылает помощь и покровительство обращающимся к Ней. Мать Дорога говорит с путешествующими знаками и явлениями. Знаки не всегда явны, но никогда путешествующий не остается без ее внимания. Но не всем доступно понимание знаков и не каждому под силу следовать Постулатам. И тогда посылает Мать Дорога встречных, разумных или нет, несущих Ее послания. И если кто-то достиг понимания этих знаков и посланий настолько, чтобы они были понятны и отчетливы, то достигает он Просветления.  Просветленный, чувствующий свою ответственность перед живущими, принимает на себя обязательство наставлять прочих, объединять вокруг себя желающих познать мудрость Матери Дороги.

Всякий живущий имеет собственный Путь, но не всякому дано понимание Пути. И все Пути всех живущих объединены незримо, но крепко, и каждое действие и намерение вызывают изменения, потому Путь Всеобщий всегда изменчив и непредсказуем.   Каждому дан Путь Большой, а где два Больших Пути сплетены крепко, появляются Пути новые. Каждый Большой Путь есть частица Пути Всеобщего - из него появляется и в нем растворяется. А значит, все Большие Пути ушедших продолжаются в живущих, и все Пути Сегодняшние найдут продолжение в Путях Будущих.   Путь Большой - вечный вселенский поток, без начала и конца. Путь малый - толика его, отдельная для каждого живущего, хоть человека, хоть ежа степного. Длина его зависит от сил нам не подвластных, но ширину и наполненность мы можем менять, приложив усилия, порой превышающие общепринятые пределы.

Можно следовать Пути своей жизни так, как то продиктовано обстоятельствами, и нет в том ничего плохого. Следующий обстоятельствам в свой срок проживет положенное и, как и прочие, раствориться в Пути Всеобщем в отведенное время. И на тех живущих держится вся Вселенная, и основан миропорядок, и это благо.    Немногие из живущих  прокладывают дороги новые и изменяют обстоятельства, и встают выше их. И Большой Путь их столь преисполнен вдохновения, что даже после смерти физической не сливается он с прочими в Пути Всеобщем, а требует продолжения.   

Каждый, начинающий путешествие, начинает Путь Малый. Каждое странствие это отдельная жизнь, и только от самого странника зависит, будет ли она насыщена и будет ли она полезным примером.  Путь Малый во многом подобен Пути Большому и каждый выбирает себе Путь по обстоятельствам и душевному состоянию.

Для достижения Просветления следует стремиться следовать Постулатам всегда и всюду, объединяться с единомышленниками и возносить благодарность Матери Дороге. Следующему Постулатам будет дано понимание Знаков, что сделает и его повседневную жизнь чище и приятнее.

2.    Формы и методы религиозной деятельности.

В соответствии с Постулатами Матери Дороги вианиты, прежде всего, являют собой пример уважительного поведения на дороге, в путешествии, при приеме гостей. В повседневной практике необходимо следовать установленным в стране нахождения правилам дорожного движения и стремиться к улучшению своих водительских навыков. Исповедующий культ Матери Дороги вежлив и терпим ко всем окружающим, избегает конфронтаций и беспредметных споров, и всегда стремиться к вдохновенному путешествию, как к высшей форме общения с Матерью Дорогой. Совершение молитвы и обрядов не требует обязательного участия священнослужителей – форму повседневного общения с Матерью Дорогой каждый выбирает, исходя из личных убеждений. Высшей формой вознесения благодарности Матери Дороге является путешествие.

В знак своей приверженности Постулатам исповедующий культ высаживает священное дерево – Сублику. Для помощи странствующим общины вианитов считают своим долгом обустройство придорожных часовен – Домумов и храмов для совместных молитв о благополучии всех странствующих, а так же благоустройство площадок для отдыха и приема пищи в пути.  

Местами паломничества для вианитов являются дорожные развязки и перекрестки, символизирующие бесконечность выбора направления, а так же места проявления высшей милости Матери Дороги (к примеру, места, где в серьезных авариях чудесным образом никто не погиб). 

3.    Понятие морали и нравственности.

Без живущих по обстоятельствам Путь иссохнет и может прерваться вовсе, потому что как бы не был велик отдельный Путь Малый, не может он стать потоком и  пробить русло через время и пространство. Поэтому проявлять заботу нужно о всем живущем - и о собственном ребенке, и о звере лесном, и о рыбе в море...

В Пути нет понятия абсолютного Зла или абсолютной злонамеренности, есть только понимание неразумности действий человека, зверя или духа, не предвидящего последствия своих поступков. Поэтому основой моральных устоев вианита является обдуманность и взвешенность действий, забота о всех живущих в меру сил и складывающейся ситуации.

    4. Об отношении к семье и браку.

Согласно первому и наиглавнейшему Постулату, «На дороге все равны» и для Матери Дороги нет различия между людьми ни по одному признаку. Мать Дорога не дает своим последователям однозначного волеизъявления касательно выбора партнера, процедуры вступления в брак, внебрачных половых связей, моральных и этических взаимообязательств между партнерами.

В Постулатах нет однозначного указания на необходимость для вианита создания семьи или рождения детей. Однако Постулаты прямо обязывают каждого вианита наставлять неразумных, прежде всего, детей, в вопросах безопасного и этичного поведения на дороге и в пути. Логичным продолжением является однозначная обязанность каждого родителя обеспечить безопасность своего ребенка на дороге и наставить его в соответствии с Постулатами. При этом воспитание детей в семьях вианитов является светским и принятие ребенка в вианиты возможно лишь по достижению им 18-летнего возраста, по выражению его осознанного желания принять Постулаты.   

5.    Об отношении к образованию.

Вианиты придерживаются точки зрения о необходимости полного светского образования и приветствуют постоянное самообразование и самосовершенствование. Для Матери Дороги важно, чтобы каждый последователь имел возможность миролюбиво и познавательно поддержать беседу, был терпелив и внимателен, а, следовательно, всесторонне развит и образован. Образование способствует раскрытию внутренних и внешних границ, призывает человека к путешествию, а значит, приближает к Матери Дороге.

      6. Особенности отношения к здоровью.

Вианиты практикуют философию постоянного путешествия, связанного с общением и взаимодействием со всеми людьми и природой, а значит, стремятся  воздерживаться  от всяких поступков и действий, оскорбительных для любого человека или проявления природы и Матери Дороги. Для вианита, находящегося в путешествии и во взаимодействии с Матерью Дорогой, прямо и категорически запрещено употребление алкоголя или психоактивных веществ. Поддержание тела и духа в состоянии бодрости и готовности к новым путешествием является нормой, к которой следует стремиться каждому вианиту.

Мать Дорога приветствует занятия всеми видами спорта, которые способствуют гармоничному развитию человека. Самовольно лишающие себя жизни и виновные в смерти других ей не угодны. Вианит, пренебрегающий сном и отдыхом, состоянием здоровья, подвергающий на дороге опасности себя и окружающих, совершает тяжелый грех и отдаляется от Матери Дороги.

Вианиты свято чтут работу врачей и, прежде всего, парамедиков и сотрудников неотложной медицинской помощи. Вианиты верят, что Мать Дорога являет свою милость, в том числе, ниспосылая своевременную медицинскую помощь попавшим в беду. Любая помощь медицинским работникам угодна Матери Дороге, а наипервейшая обязанность – уступать дорогу автомобилям «скорой помощи» со спецсигналами. Так же вианиты, без ущерба для собственного самочувствия, становятся донорами крови.  Мать Дорога не дает прямых указаний об отношении к донорству органов, эвтаназии и процедуры погребения, поэтому каждый вианит принимает такие решения взвешенно и самостоятельно.

7. Отношение к гражданским правам и обязанностям.

Вианиты придерживаются активной гражданской позиции, выступают в поддержку правопорядка и социальной справедливости. Принадлежность к Братству вианитов прямо подразумевает участие в общественно-значимых проектах. Каждый вианит обязан повсеместно и при любой возможности всеми силами способствовать повышению безопасности дорожного движения, развитию культуры вождения и путешествий, личным примером неся в общество Постулаты.

Вианиты чтут и соблюдают законы страны до тех пор, пока это не противоречит повиновению Постулатам Матери Дороги. Вианиты чтут и соблюдают правила дорожного движения страны пребывания и порицают нарушающих их.

Вианиты считают военные конфликты препятствием для путешествий, познания Матери Дороги и саморазвития, а значит, выступают за полное прекращение всех без исключения военных действий, конфликтов, интервенций, общественных беспорядков и т.п. При этом вианиты выступают за сохранение обязательной военной службы для всех, вне зависимости от пола и состояния здоровья, в качестве учебной программы по воспитанию гармонично развитых граждан, готовых к любым жизненным ситуациям, и способных прийти на помощь любому в любой ситуации.

Вианиты считают, что факт любого ограничения при пересечении государственных границ является следствием несовершенства человеческого общества и всеми силами готовы способствовать истреблению этого пережитка. Глубоко уважая суверенитет и культуру каждого государства, вианиты призывают все народы отказаться от любых ограничений для путешествующих.

Исходя из Постулатов, вианиты стремятся к повсеместному распространению взаимной вежливости, взаимовыручки и бескорыстной взаимопомощи как на Дороге, так и вне ее. 

Мать Дорога прямо и безальтернативно запрещает любые формы дискриминации, как то по расовому, половому, религиозному, экономическому и любому другому признаку.

Постулаты Матери Дороги прямо обязывают каждого вианита бережно относиться к природе и способствовать ее сохранению.

8. Символика и культовые сооружения.

Основным символом Культа Матери Дороги является Святая Развязка – дорожный элемент, позволяющий продолжать движение в любом направлении. Чаще всего используется схематическое изображение клеверной развязки. Таким образом, для вианитов дорога, включая полотно и обочины, а особенно, развязки являются местом для общения с Матерью Дорогой. Ношение символики культа не является обязательным. Наличие у любого гражданина предметов с символикой Развязки не обозначает его принадлежность к Культу.

В качестве оберегов используются всевозможные колокольчики, лучше громкие и необычные – они отпугивают гремлинов и привлекают внимание Матери Дороги к путешествующему. Звон колокольчика попавшего в беду услышат другие путники и придут на помощь.

Основными культовыми сооружениями вианитов являются Всеблагие Сублики. Всеблагая Сублика – придорожное культовое сооружение представляющее собой живое дерево, специально посаженное вианитами для выражения благодарности Матери Дороге и чтобы дать путешествующим возможность  отдохнуть, укрыться от зноя и непогоды, а также прилегающая благоустроенная территория.  Сублика отмечается символом Развязки и каждый путешествующий вианит может пожертвовать дереву цветную ленту, а так же внести посильный вклад в уборку и облагораживание территории. В местах, где посадка дерева затруднена или на время достижения саженцем необходимых размеров в качестве сублики устанавливается деревянный столб с символом Развязки и лентами. Повреждение сублики является глубочайшим оскорблением для Матери Дороги, как и повреждение или уничтожение любых зеленых насаждений вдоль дороги (за исключением острой необходимости при строительстве новой дороги при условии незамедлительной посадки новых деревьев).

Часовня (домум) – постоянное или временное помещение, где все желающие могут узнать необходимую информацию от постоянно присутствующего наставника, а так же вознести прошение или благодарность Матери Дороге. Место для собраний вианитов и отдыха путешествующих. Домум обозначается символом Святой Развязки хорошо заметным с ближайшей дороги.

Храм – постоянно действующее помещение и прилегающая территория для проведения массовых мероприятий, молений, празднеств. Храм Матери Дороги обозначается символом Святой Развязки хорошо заметным с ближайшей дороги.

 

Готовность прийти на помощь символизируют перевозимые или носимые с собой элементы специального снаряжения  – например, буксировочный трос, набор инструментов, туристический нож, топор, фонарь, аптечка и т.д.. Единственным ограничением для этого правила является прямой законодательный запрет при посещении общественных мест.