Мать Дорога говорит с путешествующими знаками и явлениями. Знаки не всегда явны, но никогда путешествующий не остается без ее внимания. Но не всем доступно понимание знаков и не каждому под силу следовать Постулатам. И тогда посылает Мать Дорога нам встречных, разумных или бестолковых, несущих нам Ее послания. И если кто достиг понимания этих знаков и посланий настолько, чтобы были они понятны и отчетливы, то достигает он Просветления. Просветленный смотрит на Дорогу и видит все Пути настоящие, бывшие и будущие, видит их пересечения и осознает всю бесконечность и безграничность Дороги. Становиться ему доступно бескрайнее восхищение от Пути, и нет для него более границ и препятствий.  И не волнуют Просветленного тревоги и непонятны ему чаяния прочих людей, так как не касаются они его и не задевают. Он проходит Путь, а великое множество Путей проходят сквозь него  и нигде нет ему остановки.

А когда Просветленный находит в себе силы отказаться от малой доли восхищения ради наставления неразумных и принимает на себя обязанности перед Матерью Дорогой нести Постулаты всем, кто готов их услышать, становится он наставником. Истинный наставник осознанно и без сожаления прерывает свой Путь внешний, чтобы отправиться в Путь внутренний и свидетельствовать мудрость Матери Дороги и приходить на выручку нуждающимся в поддержке и помощи, будь то колесо пробитое или переживания душевные.

Выбирая себе наставника неофит подвержен волнению – примет ли его наставник, будут ли понятны наставления его, верно ли сам наставник понимает Постулаты. Но волнение это бессмысленно. Нет для Матери Дороги различия меж наставниками, и каждому она дает понимание и слова для наставления неофитов в равной мере, но именно те, что нужны в этот момент. И посылает ответы на заданные вопросы и на те вопросы, которые еще не заданы. И нет среди наставников того, кто прогонит вопрошающего, потому как каждый наставник уже знает восхищение, которое дает Мать Дорога и восхищение это переполняет его, а разделенное с прочими лишь приумножается.


Что же такое Диалоги с наставником и для чего они написаны?

Каждый день и каждый час неофиты вопрошают наставников о Постулатах и сути Пути. Но не все пока достигли той меры потребности в познании, чтобы задать вопросы вслух и выслушать ответы. И ведут они диалог внутренний, но не находят ответов. Мать Дорога слышит эти вопросы и недоумения и ниспосылает ответы наставникам, чтобы те во всеуслышание декламировали их и писали их для всех и каждого, и чтобы еще не понявший вопрос уже знал ответ, и Пути стали безопаснее и чтили Мать Дорогу все без исключения.


Однажды неофиты стали вопрошать наставника. «Может ли истинный вианит прервать путешествие ради женщины?» - спрашивали они. И задумался наставник, как объяснить неофитам главную мудрость Матери Дороги, а подумав, ответил: «Задаваясь подобным вопросом, помните, что перед лицом Матери Дороги нет мужчины и нет женщины, ибо все путешествующие равны между собой и нет в них различия. И если мужчина нашел свою спутницу, или женщина нашла своего спутника, то это угодно Дороге. И каждый сам решает, продолжать ли ему путь в одиночестве или вместе с другим. А если решение этого вопроса требует времени, то сказано: «Устал - отдохни». И если дух в смятении, то нужно остановиться, будь то путешествие или Путь твоей жизни и собраться с мыслями. И даже если прямо сейчас ты не в странствии, то Путь твоей жизни не прерывается». 


И стали неофиты вновь вопрошать наставника: «А как вианиту должно поступать в отношении распутных женщин?». Нахмурился наставник и вновь говорил им: «Нет на дороге ни мужчины, ни женщины, ни распутницы, ни бесстыдника. Если путник приветлив и внимателен, проявляет уважение к Дороге и чтящим ее, если учтив в гостях и гостеприимен к странствующим, то Матери Дороге и детям ее нет дела, до его плотских слабостей. Бывает, что муж почтенный окурок в окно выбросит и займется от того огонька трава на обочине, и будет беда. А бывает, что блудница, предлагающая себя у дороги, в свободную минуту мусор уберет и гремлинов отведет от странствующих. Поэтому судить любого на дороге нужно не той мерой, что у него скрыта, а той мерой, которая видна в пути».


И затем неофиты спросили наставника: «как должно вести себя гостю и как следует принимать гостей, чтобы это угодно было Матери Дороге?». И спросил наставник неофитов:

- Вы пришли ко мне, сидите на моей кухне, пьете мой чай. Удобно ли вам? Отдыхаете ли вы душой и телом? 

- Да, наставник, - отвечали неофиты.

- Я сижу с вами, ем вкусное печенье, которое вы принесли, слушаю новости, которые вы узнали, отдыхаю телом и душой и мне удобно. Кто же из нас гость, а кто хозяин, ежели мы сейчас равны?

- Не знаем, наставник.

- Потому что нет разницы между гостем и хозяином, если обоим комфортно и удобно, беседа приятна, пища вкусна и есть время насладиться отдыхом. Поэтому каждый вианит чтит гостеприимство, рад гостю и рад бывать в гостях. И радушный хозяин примет гостя так, чтобы тот чувствовал безопасность и покой, а вежливый гость принесет с собой немного внешнего мира для начала интересной беседы и немного угощения для общего стола.


 

Еще немного размышляли неофиты и спрашивали: «А как вианиту следует относиться к детям?». И он отвечал им: - Кто же такие дети, по-вашему?

- Маленькие неразумные люди, конечно! – отвечали неофиты.

- А если человек маленький, но увещевает взрослого, что нельзя на красный сигнал светофора переходить дорогу?

- То это уже не неразумный! – Воскликнули неофиты.

- А если он мал, но все пункты ПДД наизусть знает и может двигатель перебрать?

- Какой же это ребенок? – удивились неофиты.

- Вот потому следует судить человека не по росту его, не по возрасту, а по тому, знает ли он, как вести себя в Пути. Знающего следует уважать и поощрять, а неразумного – учить примером и действием, терпеливо и вдумчиво, вне зависимости от того, твой это ребенок или нет, знаешь ты его лично или даже не видишь. И знай, что каждый раз, как выбросишь мусор на дороге, как проедешь или пройдешь на красный, как сядешь на мотоцикл без шлема, на тебя смотрят неразумные, и Мать Дорога теряет своих будущих детей.


 

И был день в разгар жаркого лета, и многие люди отправлялись в Путь за отдыхом и впечатлениями и транспорт выбирали разный. И приходили неофиты и говорили наставнику: «Как глупы те люди, которые выбирают железную дорогу! Ведь им не доступен выбор направления и нет в них восторга от Пути! А еще глупее люди, выбравшие самолет – они не только не могут прокладывать свой Путь, но и даже не видят ничего, а только едят и пьют, и Путь для них – потерянное время!». На что наставник отвечал им: «Если вы промокли и продрогли, будете ли вы тереть палку о палку или войдете в дом и сядете у батареи? Если износилась ваша одежда, будете ли вы ждать, пока вырастет хлопок или пойдете в магазин? Так и эти люди не видят Пути, а хотят сразу результат и потребность у них сейчас в результате, а не в действии».

«Что же такое тогда железная дорога и самолет и угодны ли они Матери Дороге?» - вопрошали изумленные неофиты. И наставник учил их: «И дорога железная, и дорога воздушная есть продукты тупиковой эволюции обусловленный нынешним уровнем общественного развития. Они есть пасынки Матери Дороги для недостигших истинного Пути, которым не хватает времени и духовных сил для саморазвития и постижения истинной сути Дороги».  «А разумно ли вианиту прибегать к такому  транспорту?» - вновь спрашивали неофиты. «Бывает, что ты сам проложил свой Путь и сам избрал направление, но нет в нужном тебе направлении благого асфальта, капризного грунта и даже малой просеки, а есть только пространство водное или ледяное или лес непролазный. И тогда можешь ты только сесть и ждать, или отказаться от Пути, или же использовать воздушный или морской или железнодорожный транспорт и продолжать Путь, Матери Дороге угодный».


 

Однажды некий неофит, чтящий заветы Аллаха, спросил наставника: «Пророк Муххамед, да благословит его Аллах и приветствует, наказал мусульманам пятикратно взывать к Богу каждый день. Почему же Мать Дорога не повелевает нам подобного? Или неугодны Ей молитвы вианитов?». И отвечал наставник: «Нет для Матери Дороги режимов и расписаний, ибо переменчива она и непредсказуема, как сама жизнь. И бывает, что когда ты в Пути встретишь неразумных, вознесешь ей молитвы в день не пять раз, а многократно. А когда убережет она тебя от опасности, выскажешь свою благодарность искренне и всей душой так, как чувствуешь, а не словами заученными. А порой в часы отдохновения и праздности ты и не вспомнишь о молитве, так что же – корить себя и опасаться греха перед Матерью Дорогой? Нет в том прегрешения, потому как одна благодарственная молитва вернувшегося из странствия выше сотни молений того, кто из дому не выходит.

И спрашивал неофит, исповедующий иудейскую веру: «Пророк Моисей наказал верующим в Господа не упоминать имени Его всуе и не взывать к Господу понапрасну. Почему же Мать Дорога нам такого не велит?». И с улыбкой отвечал ему наставник: Господь иудеев и христиан вынужден наблюдать всю жизнь человеческую – на него верующие возлагают обязанности и за рождение, и за смерть, и за пропитание, и за радости, и за нужду, и за все остальное. И если каждый просящий возопит громким голосом, что помощь ему нужна, каждому Он должен уделить время и внимание. А Мать Дорога ведает лишь дорогами и путями нашими, и каждый из нас, вступая в Путь становиться частью ее и логичным продолжением. Вот если рука твоя говорит тебе «снег холодный» или язык твой говорит «сахар сладкий» ты же не будешь отвлекаться от прочих дум своих, а просто руку от снега уберешь или еще сахару в чай положишь. Так и Мать Дорога в милости своей от важных дум и размышлений не отвлекается, когда взывают к ней вианиты – от аварии уберечь, в пробке провести, помочь просветить неразумного – ибо это для нее процесс естественный и логичный».

«Так допустимо ли взывать к Матери Дороге всуе?» - вопрошал неофит. «Допустимо, - ответствовал наставник, - Обращаясь за помощью непрестанно ты выражаешь покорность и готовность принять решение Матери Дороги, а значит взываешь не всуе, а в Пути».