Перед Матерью Дорогой все равны.

 Начиная свою  дорогу помни  - все хотят тебя сбить.

 Позади ничего нет, впереди никто не ждет, есть только ты и дорога

via7.jpg

Культ Матери Дороги в научных публикациях

Настоятельно рекомендуется к ознакомлению 

Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. (2003 ISBN 5-85759-176-7)  Автор Татьяна Щепанская

В монографии рассматривается малоизученный пласт русской традиционной культуры — комплекс представлений и практик, связанных с передвижениями. Работа написана по материалам полевых исследований автора, проводившихся на протяжении более чем 20 лет в разных регионах Европейской России (Русский Север, Северо-Запад, Поволжье, некоторые южно-и западнорусские области) и в Западной Сибири. Широко используются данные архивов МАЭ РАН, Этнографического бюро кн. В.Н.Тенишева, районных и областных краеведческих музеев. В комплексе этнографии дороги основное внимание уделяется ее социо-ритуальным аспектам: общим принципам организации дорожных взаимодействий, в особенности ритуально-мифологическим средствам их формирования и регуляции. Анализируются дорожные формы жизнеобеспечения и общения, структура дорожных сообществ и специфика лидерства. На основе исследования символики дороги и придорожного пространства (страшных и святых мест, придорожных строений и других сооружений) проводится реконструкция ряда механизмов функционирования традиционной системы территориальных коммуникаций.

Насыщенность книги этнографическим материалом, обилие ярких примеров позволило избежать излишнего усложнения языка при обсуждении теоретических проблем и адресовать ее не только научному сообществу (этнографам, фольклористам, социологам, культурологам, антропологам), но и всем тем, кому не чужд волнующий зов бесконечных российских дорог.

Щепанская Татьяна Борисовна

Доцент кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук, кандидат исторических наук

С 1992 года – старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (Кунсткамера). С 1997 года преподает на Факультете социологии СПбГУ. Специалист по истории и теории социологии, этнографии русских, культуре дороги, этническим аспектам насилия и власти, гендерным исследованиям, молодежной культуре и субкультурам. В настоящее время занимается антропологией профессий и феноменом научной экспедиции (в качесте опыта автоэтнографии).

на сайте музея

Дети Матери Дороги, как и многие другие, используют в качестве символов ленты, повязываемые в святых местах.

Основными жертвенными лентами являются лоскуты, отделенные от костюма путешествующего. Рубашка, сношенная в Пути, косынка, перчатка и т.п. – если эта вещь в процессе носки успела до краев пропитаться Дорогой и сношена в Пути, то части ее символизируют желание поделиться с прочими путниками частичкой своего Пути, восхищением от путешествия и радостью возвращения. 

Подробнее...

Символы

Главным символом культа Матери Дороги является Развязка – перекресток, дающий возможность продолжать движение в любом направлении.  Развязка  может изображаться в виде татуировок, украшений, амулетов, оберегов, брелоков. Концы дороги в изображении всегда уходят за его границы. Круги, восьмерки и подобные замкнутые изображения символизируют остановку для размышлений, необходимую паузу. Не являются антагонистами развязки.   В качестве оберегов используются всевозможные колокольчики, лучше громкие и необычные – они отпугивают гремлинов и привлекают внимание Матери Дороги к путешествующему. Звон колокольчика попавшего в беду услышат другие путники и придут на помощь. 

Подробнее...

мудрые мысли

Не спорь ради спора.

Не вступай в спор ни о политике, ни о женщинах, ни о кулинарии, ни о религии. Если тебя угощают – прими с благодарностью и угости в ответ, если тебе проповедуют – благодари и поделись своей мудростью, если же вовлекают в пустословие, отойди и не мешай неразумным впустую тратить время их жизней. 

Не кради. 

Ни денег, ни имущества, ни мысли, ни человека. Если ты все же намерен взять то, что тебе не принадлежит – завоюй. Не можешь завоевать – пересмотри свои желания. 

Избегай жестокости.

Убивай лишь того, кого намерен съесть или того, кто пытается съесть тебя. Убивай быстро. Если не способен убить быстро – не убивай. 

Если тебе что-то нужно – попроси, если нужно больше – заработай, если тебе нужно много, значит, тебе это не нужно.

Путешественник должен быть трезв.  Одурманенные глаза смотрят, но не видят, одурманенная голова не способна отдать должное дороге. Измененное сознание не дает тебе сосредоточиться на путешествии и увидеть знаки, посылаемые Матерью Дорогой.  Один раз ты можешь ее  рассмешить, но в другой раз – оскорбить.  Отвернется  она,  и конец пути ты встретишь в одиночестве. 

каждый день

Поддерживай свой транспорт в исправном состоянии. Пролитое масло – пища грэмлина, черный дым застилает глаза тарамам, а стертые ноги оскорбляют Мать Дорогу.


Возьми свой мусор с собой. След путника составляют добрые встречи и воспоминания, а не горы мусора.  Земля круглая, то, что выброшено в окно рано или поздно прилетит в лоб.


 Будь приветлив и терпелив к встречным и попутным. Добрая встреча добавляет сотню верст ровной дороги.

 


Встречай путника накрытым столом и приветливым лицом. И сам не забудь его навестить в будущем.


Тот, кто стоит у обочины ждет именно тебя. Увидев аварийку или шлем на обочине, или жилет на багажнике, или путника, подающего тебе знаки, исходи из того, что именно ты и именно  сейчас можешь ему помочь. Даже теплое приветствие или бутылка воды сделают для твоего просветления больше, чем все ритуалы вместе взятые. Если твоя помощь не понадобилась – возрадуйся и не сожалей об остановке. Возможно, это ты нуждался в ней.


Устал – отдохни. Утомленный путник не в силах в должной мере восхищаться и наслаждаться Дорогой и оценивать знаки, которая она дает ему.

Подробнее...