Отправление в дорогу

Отправление в дорогу было серьёзным мероприятием, к которому тщательно готовились, причём с помощью сверхъестественных сил. Огромную роль при отправке в дорогу играли молебен и благословение. Коршунков описывает важность этих двух мероприятий перед отправлением в дорогу. В давние времена было принято заказывать молебны перед отъездом. На Руси принято было также, отправляясь в путь приглашать священника, служившего молебен и благословлявшего путников в дорогу. Вообще, приезд и отъезд были целым ритуалом, в котором принимали участие как дворяне, так и крестьяне.

Когда человек отправлялся в дорогу, важная роль отводилась диким и домашним животным. На Вятке, отправляясь в дорогу, например, было принято выгонять кошку из переднего угла, где висели иконы, так как считалось, что кошка «нечистое» животное. Особо опасной считалась кошка чёрного цвета. Чехи полагали, что перебежавшая человеку дорогу чёрная кошка – к смерти этого человека. В своей монографии, В. А. Коршунков приводит обобщающие сведения.

Более глубокий анализ до этого был проведён Т.Б. Щепанской в её монографии «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.», где исследователь даёт определение обрядам ухода, под которыми понимается комплекс ритуальных и ритуализованных (символических, сценарно организованных) действий перед отправлением в путь. Смысл обрядов ухода, по мнению Т. Б. Щепанской – «перемещение человека из домашней в дорожную систему мировосприятия: конструирование символического и нормативного комплекса, который будет затем определять поведение человека в дороге. В ходе прощальных обрядов меняется социальный статус уходящего человека: домашний сменяется дорожным, статусом путника. Но во время сборов и проводов он пребывает в промежуточном статусе, который можно обозначить как статус ушельца».

 

Щепанская также особо упоминает так называемые «запретные» дни, то есть те дни, когда выход в дорогу был наиболее неблагоприятен и мог закончиться неудачно. Запретными для выхода в путь считались некоторые дни календарного цикла, определявшиеся магическими поверьями или собственными наблюдениями конкретного человека. Время выхода в дорогу определялось магическими запретами, поверьями и приметами. В наши дни обыкновение выходить в путь с утра сохраняется, особенно если речь идет о пеших, автобусных путешествиях или недолгих авиаперелетах. По мнению Щепанской здесь имеет значение фактор неопределенности: «Отъезжающие стремятся оставить резерв времени - возможность маневра (сменить маршрут, поискать иной вид транспорта, найти ночлег) на случай непредвиденных обстоятельств. В то же время по железной дороге многие любят уезжать в ночь - если есть ночной поезд (рассчитывая утром быть на месте) или подгадывая так, чтобы находиться в пути две ночи и день, три ночи и два дня и т. д., - т. е. чтобы по возможности большая часть пути прошла ночью. В этом случае вагон поезда воспринимается как "ночлег" - суррогат дома, - а утро приезда как начало дальнейшего пути (до поезда часто надо ехать еще автобусом, на который стремятся успеть, а потому выбирают по возможности раннее прибытие)».

Рассказы об обрядах ухода строятся обычно как описания перемещений. Вначале идёт гульба по всему селению и между деревнями, обходы домов - то есть максимальный охват всего значимого пространства. Затем следует прохождение через ряд особо отмеченных точек: храм - кладбище - баня - двор - дом. В каждой из этих точек совершаются определенные обрядовые действия, кульминацией которых служит прощальное застолье. Значимое пространство вначале охватывается, а затем стягивается в точку у праздничного стола. На Руси также были распространены так называемые обереги в пути. Это были различные предметы и амулеты, которые брали с собой в путешествие дабы защититься от напастей дороги и христиане и язычники. В. А. Коршунков отмечает, что такими амулетами могли быть самые разные предметы: различные «волшебные» травы, поваренная соль (используемая крестьянами Среднего Урала). Само собой, в качестве амулетов использовались также и такие предметы как крестики, иконки, служившие личными оберегами. Их назначением было хранить своего владельца от всевозможных опасностей (болезней, смерти, демонских наваждений), причём преимущественно в дороге. Чаще всего на иконках изображался Николай Чудотворец, который был и дорожным помощником, и военным защитником. Коршунков отмечает, что и сейчас почти в каждом автомобиле встречаются небольшие иконки. Люди стараются защититься и обезопасить себя, поскольку дорога как в старину, так и в наше время – опасное и неопределённое пространство. Здесь работа исследователя перекликается с трудами Т. Б. Щепанской, которая указывает, что до сих пор сохраняется традиция брать с собою в дорогу что-нибудь «на память» или «на счастье», то есть в качестве памяток, сохранявших связь с домом, либо оберегов в дороге.

Т. Б. Щепанская отмечает также, что необходимым элементом прощальных обрядов являлись также напутственные молитвы и заговоры. Напутственные молитвы произносили на прощание и давали с собой в дорогу. В пути эти молитвы использовались как охранительные (попутные). Щепанская указывает, что в полевых материалах, преимущественно севернорусских, представлены несколько их разновидностей: молитвенные формулы и приговоры; молитвы – «кресты»; молитвы к ангелу - хранителю; богородичные молитвы. Большую роль играла дорожная одежда. Одежда в дороге должна была заменить дом в его функции защиты от внешних воздействий, прежде всего, погодных. Дорожной одежде характерна многослойность: наличие дополнительных покровов из плотных материалов, нередко одни и те же элементы снаряжения дублировались.

Дорога в фольклоре и народной культуре (по материалам новейших исследований) Баркалов Дмитрий Алексеевич