Перед Матерью Дорогой все равны

 Начиная свою  дорогу помни  - все хотят тебя сбить с Пути

 Позади ничего нет, впереди никто не ждет, есть только ты и дорога

Культ Матери Дороги в научных публикациях

Настоятельно рекомендуется к ознакомлению 

Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. (2003 ISBN 5-85759-176-7)  Автор Татьяна Щепанская

В монографии рассматривается малоизученный пласт русской традиционной культуры — комплекс представлений и практик, связанных с передвижениями. Работа написана по материалам полевых исследований автора, проводившихся на протяжении более чем 20 лет в разных регионах Европейской России (Русский Север, Северо-Запад, Поволжье, некоторые южно-и западнорусские области) и в Западной Сибири. Широко используются данные архивов МАЭ РАН, Этнографического бюро кн. В.Н.Тенишева, районных и областных краеведческих музеев. В комплексе этнографии дороги основное внимание уделяется ее социо-ритуальным аспектам: общим принципам организации дорожных взаимодействий, в особенности ритуально-мифологическим средствам их формирования и регуляции. Анализируются дорожные формы жизнеобеспечения и общения, структура дорожных сообществ и специфика лидерства. На основе исследования символики дороги и придорожного пространства (страшных и святых мест, придорожных строений и других сооружений) проводится реконструкция ряда механизмов функционирования традиционной системы территориальных коммуникаций.

Насыщенность книги этнографическим материалом, обилие ярких примеров позволило избежать излишнего усложнения языка при обсуждении теоретических проблем и адресовать ее не только научному сообществу (этнографам, фольклористам, социологам, культурологам, антропологам), но и всем тем, кому не чужд волнующий зов бесконечных российских дорог.

Щепанская Татьяна Борисовна

Доцент кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук, кандидат исторических наук

С 1992 года – старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (Кунсткамера). С 1997 года преподает на Факультете социологии СПбГУ. Специалист по истории и теории социологии, этнографии русских, культуре дороги, этническим аспектам насилия и власти, гендерным исследованиям, молодежной культуре и субкультурам. В настоящее время занимается антропологией профессий и феноменом научной экспедиции (в качесте опыта автоэтнографии).

на сайте музея

каждый день

Ты достаточно образован, разумен и адекватен, чтобы понимать, почему дует ветер, что современная фармакология надежнее религиозного ритуала и не перекладываешь ответственность за свою жизнь на высшие силы? Но ты знаешь, что не все в окружающем мире можно объяснить научно? Тогда тебе к нам!

Кому поклоняемся?

Поклоняться не нужно. Мы чтим Мать Дорогу как мудрую, милостивую силу, не требующую фанатичного поклонения и обожания, а тем более, жертв. Наша молитва – это осознанное путешествие, наш ритуал – странствие, наше служение в уважении к Матери Дороге и всем спутникам, вольным или невольным. Среди нас есть те, кто придерживается традиционной веры своих предков и не отказывается от культовых ритуалов. Мать Дорога с пониманием и уважением относится к христианам, мусульманам, буддистам, иудеям и всем прочим – ведь их убеждения так похожи на Её Постулаты.

Где записывают в вианиты?

Нигде! Наш храм – каждая дорога, тропинка, трасса… Даже твои собственные следы – уже есть дорога. Мать Дорога не терпит рамок и границ, а значит, нельзя остановиться в одном месте и сказать: «Вот самое священное место, тут и нужно молиться!». Если ты хочешь сделать немного больше – помогать странствующим, заботиться о дорогах, пресекать злоупотребления неразумных, паразитирующих на дорогах – присоединяйся к Братству Матери Дороги! Мы занимаемся разъяснением правил, боремся с ямами и злоупотреблениями чиновников, и, конечно, стремимся как можно больше странствовать.

Вы это серьезно?

Более чем. Религиозная группа «Братство Матери Дороги» зарегистрирована Минюстом России по Ростовской области. Государственная религиоведческая экспертиза пришла к выводу, что нет оснований не считать культ Матери Дороги религиозным.

А как же грехи и темные силы?

В культе Матери Дороги нет понятия зла и греха в привычном понимании. Если ты сядешь за руль нетрезвым, будешь невнимателен, не проявишь заботы о других, Мать Дорога отвернется и не убережет тебя. Если в твоем странствии нет радости, вдохновения и впечатлений, твоя Священная Развязка не сможет помочь тебе в трудную минуту. И ты станешь добычей тех, кто паразитирует на странствующих – будь то люди нечистоплотные или духи зловредные.

Но есть же какие-то внешние атрибуты?

Конечно! Священная Развязка – символ того, что ты волен выбирать свое направление и продолжать путь в любом направлении, не мешая другим. Носимая при себе Развязка накапливает положительные впечатления, радость встреч и вдохновение путешествий, а случись трудности – помогает поскорее пройти этот участок с минимальными потерями. То, что ты заложишь в свою личную Развязку, то и сможешь получить при надобности. Подари Священную Развязку хорошему человеку и раздели с ним свое воодушевление. И путь каждого из вас станет приятнее.

Так же мы очень любим деревья, которые с незапамятных времен давали странствующим тень, отдых и пропитание, служили ориентирами и укрывали от непогоды. Каждое дерево у дороги – священно. И каждое поможет тебе стать ближе с Матерью Дорогой и передать ей твою просьбу – только попроси. А для надежности подари ленточку определенного цвета и длины.

В знак того, что ты благодарен за благополучное возвращение домой, повесь на ворота сношенную обувь – другие вианиты будут знать, что ты много путешествуешь и возвращаешься.

Подробнее...

Поддерживай свой транспорт в исправном состоянии. Пролитое масло – пища грэмлина, черный дым застилает глаза тарамам, а стертые ноги оскорбляют Мать Дорогу.


Возьми свой мусор с собой. След путника составляют добрые встречи и воспоминания, а не горы мусора.  Земля круглая, то, что выброшено в окно рано или поздно прилетит в лоб.


 Будь приветлив и терпелив к встречным и попутным. Добрая встреча добавляет сотню верст ровной дороги.

 


Встречай путника накрытым столом и приветливым лицом. И сам не забудь его навестить в будущем.


Тот, кто стоит у обочины ждет именно тебя. Увидев аварийку или шлем на обочине, или жилет на багажнике, или путника, подающего тебе знаки, исходи из того, что именно ты и именно  сейчас можешь ему помочь. Даже теплое приветствие или бутылка воды сделают для твоего просветления больше, чем все ритуалы вместе взятые. Если твоя помощь не понадобилась – возрадуйся и не сожалей об остановке. Возможно, это ты нуждался в ней.


Устал – отдохни. Утомленный путник не в силах в должной мере восхищаться и наслаждаться Дорогой и оценивать знаки, которая она дает ему.

Подробнее...