Перед Матерью Дорогой все равны

 Начиная свою  дорогу помни  - все хотят тебя сбить с Пути

 Позади ничего нет, впереди никто не ждет, есть только ты и дорога

Отправление в дорогу

Отправление в дорогу было серьёзным мероприятием, к которому тщательно готовились, причём с помощью сверхъестественных сил. Огромную роль при отправке в дорогу играли молебен и благословение. Коршунков описывает важность этих двух мероприятий перед отправлением в дорогу. В давние времена было принято заказывать молебны перед отъездом. На Руси принято было также, отправляясь в путь приглашать священника, служившего молебен и благословлявшего путников в дорогу. Вообще, приезд и отъезд были целым ритуалом, в котором принимали участие как дворяне, так и крестьяне.

Когда человек отправлялся в дорогу, важная роль отводилась диким и домашним животным. На Вятке, отправляясь в дорогу, например, было принято выгонять кошку из переднего угла, где висели иконы, так как считалось, что кошка «нечистое» животное. Особо опасной считалась кошка чёрного цвета. Чехи полагали, что перебежавшая человеку дорогу чёрная кошка – к смерти этого человека. В своей монографии, В. А. Коршунков приводит обобщающие сведения.

Более глубокий анализ до этого был проведён Т.Б. Щепанской в её монографии «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.», где исследователь даёт определение обрядам ухода, под которыми понимается комплекс ритуальных и ритуализованных (символических, сценарно организованных) действий перед отправлением в путь. Смысл обрядов ухода, по мнению Т. Б. Щепанской – «перемещение человека из домашней в дорожную систему мировосприятия: конструирование символического и нормативного комплекса, который будет затем определять поведение человека в дороге. В ходе прощальных обрядов меняется социальный статус уходящего человека: домашний сменяется дорожным, статусом путника. Но во время сборов и проводов он пребывает в промежуточном статусе, который можно обозначить как статус ушельца».

 

Щепанская также особо упоминает так называемые «запретные» дни, то есть те дни, когда выход в дорогу был наиболее неблагоприятен и мог закончиться неудачно. Запретными для выхода в путь считались некоторые дни календарного цикла, определявшиеся магическими поверьями или собственными наблюдениями конкретного человека. Время выхода в дорогу определялось магическими запретами, поверьями и приметами. В наши дни обыкновение выходить в путь с утра сохраняется, особенно если речь идет о пеших, автобусных путешествиях или недолгих авиаперелетах. По мнению Щепанской здесь имеет значение фактор неопределенности: «Отъезжающие стремятся оставить резерв времени - возможность маневра (сменить маршрут, поискать иной вид транспорта, найти ночлег) на случай непредвиденных обстоятельств. В то же время по железной дороге многие любят уезжать в ночь - если есть ночной поезд (рассчитывая утром быть на месте) или подгадывая так, чтобы находиться в пути две ночи и день, три ночи и два дня и т. д., - т. е. чтобы по возможности большая часть пути прошла ночью. В этом случае вагон поезда воспринимается как "ночлег" - суррогат дома, - а утро приезда как начало дальнейшего пути (до поезда часто надо ехать еще автобусом, на который стремятся успеть, а потому выбирают по возможности раннее прибытие)».

Рассказы об обрядах ухода строятся обычно как описания перемещений. Вначале идёт гульба по всему селению и между деревнями, обходы домов - то есть максимальный охват всего значимого пространства. Затем следует прохождение через ряд особо отмеченных точек: храм - кладбище - баня - двор - дом. В каждой из этих точек совершаются определенные обрядовые действия, кульминацией которых служит прощальное застолье. Значимое пространство вначале охватывается, а затем стягивается в точку у праздничного стола. На Руси также были распространены так называемые обереги в пути. Это были различные предметы и амулеты, которые брали с собой в путешествие дабы защититься от напастей дороги и христиане и язычники. В. А. Коршунков отмечает, что такими амулетами могли быть самые разные предметы: различные «волшебные» травы, поваренная соль (используемая крестьянами Среднего Урала). Само собой, в качестве амулетов использовались также и такие предметы как крестики, иконки, служившие личными оберегами. Их назначением было хранить своего владельца от всевозможных опасностей (болезней, смерти, демонских наваждений), причём преимущественно в дороге. Чаще всего на иконках изображался Николай Чудотворец, который был и дорожным помощником, и военным защитником. Коршунков отмечает, что и сейчас почти в каждом автомобиле встречаются небольшие иконки. Люди стараются защититься и обезопасить себя, поскольку дорога как в старину, так и в наше время – опасное и неопределённое пространство. Здесь работа исследователя перекликается с трудами Т. Б. Щепанской, которая указывает, что до сих пор сохраняется традиция брать с собою в дорогу что-нибудь «на память» или «на счастье», то есть в качестве памяток, сохранявших связь с домом, либо оберегов в дороге.

Т. Б. Щепанская отмечает также, что необходимым элементом прощальных обрядов являлись также напутственные молитвы и заговоры. Напутственные молитвы произносили на прощание и давали с собой в дорогу. В пути эти молитвы использовались как охранительные (попутные). Щепанская указывает, что в полевых материалах, преимущественно севернорусских, представлены несколько их разновидностей: молитвенные формулы и приговоры; молитвы – «кресты»; молитвы к ангелу - хранителю; богородичные молитвы. Большую роль играла дорожная одежда. Одежда в дороге должна была заменить дом в его функции защиты от внешних воздействий, прежде всего, погодных. Дорожной одежде характерна многослойность: наличие дополнительных покровов из плотных материалов, нередко одни и те же элементы снаряжения дублировались.

Дорога в фольклоре и народной культуре (по материалам новейших исследований) Баркалов Дмитрий Алексеевич

каждый день

Ты достаточно образован, разумен и адекватен, чтобы понимать, почему дует ветер, что современная фармакология надежнее религиозного ритуала и не перекладываешь ответственность за свою жизнь на высшие силы? Но ты знаешь, что не все в окружающем мире можно объяснить научно? Тогда тебе к нам!

Кому поклоняемся?

Поклоняться не нужно. Мы чтим Мать Дорогу как мудрую, милостивую силу, не требующую фанатичного поклонения и обожания, а тем более, жертв. Наша молитва – это осознанное путешествие, наш ритуал – странствие, наше служение в уважении к Матери Дороге и всем спутникам, вольным или невольным. Среди нас есть те, кто придерживается традиционной веры своих предков и не отказывается от культовых ритуалов. Мать Дорога с пониманием и уважением относится к христианам, мусульманам, буддистам, иудеям и всем прочим – ведь их убеждения так похожи на Её Постулаты.

Где записывают в вианиты?

Нигде! Наш храм – каждая дорога, тропинка, трасса… Даже твои собственные следы – уже есть дорога. Мать Дорога не терпит рамок и границ, а значит, нельзя остановиться в одном месте и сказать: «Вот самое священное место, тут и нужно молиться!». Если ты хочешь сделать немного больше – помогать странствующим, заботиться о дорогах, пресекать злоупотребления неразумных, паразитирующих на дорогах – присоединяйся к Братству Матери Дороги! Мы занимаемся разъяснением правил, боремся с ямами и злоупотреблениями чиновников, и, конечно, стремимся как можно больше странствовать.

Вы это серьезно?

Более чем. Религиозная группа «Братство Матери Дороги» зарегистрирована Минюстом России по Ростовской области. Государственная религиоведческая экспертиза пришла к выводу, что нет оснований не считать культ Матери Дороги религиозным.

А как же грехи и темные силы?

В культе Матери Дороги нет понятия зла и греха в привычном понимании. Если ты сядешь за руль нетрезвым, будешь невнимателен, не проявишь заботы о других, Мать Дорога отвернется и не убережет тебя. Если в твоем странствии нет радости, вдохновения и впечатлений, твоя Священная Развязка не сможет помочь тебе в трудную минуту. И ты станешь добычей тех, кто паразитирует на странствующих – будь то люди нечистоплотные или духи зловредные.

Но есть же какие-то внешние атрибуты?

Конечно! Священная Развязка – символ того, что ты волен выбирать свое направление и продолжать путь в любом направлении, не мешая другим. Носимая при себе Развязка накапливает положительные впечатления, радость встреч и вдохновение путешествий, а случись трудности – помогает поскорее пройти этот участок с минимальными потерями. То, что ты заложишь в свою личную Развязку, то и сможешь получить при надобности. Подари Священную Развязку хорошему человеку и раздели с ним свое воодушевление. И путь каждого из вас станет приятнее.

Так же мы очень любим деревья, которые с незапамятных времен давали странствующим тень, отдых и пропитание, служили ориентирами и укрывали от непогоды. Каждое дерево у дороги – священно. И каждое поможет тебе стать ближе с Матерью Дорогой и передать ей твою просьбу – только попроси. А для надежности подари ленточку определенного цвета и длины.

В знак того, что ты благодарен за благополучное возвращение домой, повесь на ворота сношенную обувь – другие вианиты будут знать, что ты много путешествуешь и возвращаешься.

Подробнее...

Поддерживай свой транспорт в исправном состоянии. Пролитое масло – пища грэмлина, черный дым застилает глаза тарамам, а стертые ноги оскорбляют Мать Дорогу.


Возьми свой мусор с собой. След путника составляют добрые встречи и воспоминания, а не горы мусора.  Земля круглая, то, что выброшено в окно рано или поздно прилетит в лоб.


 Будь приветлив и терпелив к встречным и попутным. Добрая встреча добавляет сотню верст ровной дороги.

 


Встречай путника накрытым столом и приветливым лицом. И сам не забудь его навестить в будущем.


Тот, кто стоит у обочины ждет именно тебя. Увидев аварийку или шлем на обочине, или жилет на багажнике, или путника, подающего тебе знаки, исходи из того, что именно ты и именно  сейчас можешь ему помочь. Даже теплое приветствие или бутылка воды сделают для твоего просветления больше, чем все ритуалы вместе взятые. Если твоя помощь не понадобилась – возрадуйся и не сожалей об остановке. Возможно, это ты нуждался в ней.


Устал – отдохни. Утомленный путник не в силах в должной мере восхищаться и наслаждаться Дорогой и оценивать знаки, которая она дает ему.

Подробнее...